Самый таинственный предмет крестьянского быта

В материальной культуре народов Евразии нет более выразительного и уникального предмета, чем прялка. В каждой местности бытовала своя форма прялки. Резные, крашеные и расписные прялки, собранные за последнюю сотню лет исследователями, до сих пор не классифицированы до конца, настолько сложен мир самого женского и одного из самых таинственных предметов крестьянского быта. Археология поможет проследить эволюцию типов прялки. Находка древнейшего образца состоялась на территории СССР в начале 50-х годов прошлого столетия. На реке Модлона в Вологодской области, на стоянке времен II века до нашей эры археологи обнаружили неплохо сохранившееся деревянное донце (горизонтальная часть, на которой сидели) прялки. Поразительно, но факт: прялки древнерусских Новгорода и Киева, отстоящие от модлонской находки на полторы тысячи лет, повторяют ее пропорции. Одна из древнейших форм прялки – составная, где лопасть (вертикальная часть) вставлялась в донце. Параллельно появляется прялка-копыл, сделанная из единого куска дерева. Ее выдалбливали из нижней части ствола с ответвлением корня – работа поистине ювелирная и требующая больших знаний о свойствах древесины. Формы прялок развивались, влияли друг на друга, образовывали гибридные конфигурации, но мы имеем о них лишь фрагментарные сведения, поскольку сохранность деревянных предметов намного хуже, чем железных и глиняных. В традиционной культуре все украшения и орнаменты несли определенный смысл. На прялках постоянно повторялся мотив птицы – небесного создания или самого Бога и коня (двух голов коня на лопасти, повернутых в разные стороны) – древнего, еще дохристианского символа мироздания. На лопастях некоторых делалось навершие в виде елочки. Так наглядно воплощалась идея о прялке как Древе Мира, связующем мир людей с Небесами. Первоначально прялки не красили, тем более на них не было росписи. Правда, в качестве оберегов на лопасть углем или краской могли наноситься кресты. К середине XIX века прялки повсеместно начали красить, и только на рубеже XIX и XX веков появилась привычная нам роспись. Интересно, что эти новации по большому счету не прижились в народной культуре. Уже в 20-х годах прошлого века произошло возвращение к простым прорезным формам. Сложно сказать, отчего так вышло. Возможно, тонко чувствовавшие гармонию мира крестьяне инстинктивно отошли от перегруженных цветом, сюжетами и резным орнаментом образцов, более характерных для городской жизни. В жизни каждой крестьянки могло быть только две прялки. Маленькие детские прялочки – редкая находка. Помните выражение «сломать об колено»? Оно, как ни странно, о детских прялках. Прялку для дочери делал отец. Вообще, основная часть прялок вырезалась ближайшими родственниками-мужчинами. Профессиональные мастера появились только к концу XIX века, да и то работали по заказам богатых людей. Когда девушка выходила замуж, отец обязан был прилюдно сломать об колено детскую прялку. Этот обряд наряду с обрезанием девичьей косы символизировал смерть девушки для ее рода и ее переход во взрослое, замужнее состояние. Если девушка умирала до замужества, детскую прялку ей клали на могильный холм – обряд, свидетельствующий об очень тесной связи понятия прялки и Судьбы. Образ пряхи, богини Судьбы, прядущей нить человеческой жизни, известен людям со времен античности. Среди подарков будущей жене от мужа обязательно присутствовала большая взрослая прялка. Ее обязан был вырезать будущий супруг, а по качеству работы родственники невесты судили о его умениях в столярном деле. Надо сказать, и до свадьбы прялка способствовала развитию отношений между девушками и парнями. Долгими зимними вечерами девушки собирались компанией у кого-нибудь в большой избе, прясть. На такие «беседы» не возбранялось приходить парням. Общее прядение обставлялось как ритуал, в ходе которого возможно знакомство с противоположным полом. Между прочим, в лопасть прялки часто вставлялось маленькое зеркальце – женщины ведь во все века оставались женщинами.




tarasbulba.ru



автор: Станислав Поспелов

Hosted by uCoz